На карту сайта
На главную

Рекомендации по организации урока
обучения стрельбе на Лазерном Тире (Стрелковом Тренажере) ЛСТ-2005 Витязь
в средних школах и кадетских корпусах

I . Основы без тренажера

  1. Основы теории
  2. Основы практики (проводятся с учебным оружием)
Пункты Безопасное обращение с оружием и Команды при стрельбах в тире регулярно повторяются на каждом последующем уроке!!!

II. Обучение на тренажере

При стрельбе из ручного стрелкового оружия основной причиной промахов являются ошибки стрелка при спуске курка.

Поэтому основной задачей первого этапа обучения стрельбе на тренажере является освоение плавного спуска курка при удержании ровной мушки и соблюдении правильной изготовки и удержания оружия.

Для решения этой задачи используется упражнение «Кучность».

Методы обучения стандартные:

1. Организация урока.

Планируя урок, необходимо принимать во внимание два противоречащих друг другу фактора: в современной школе, в отличие от армии, дисциплину нельзя насадить авторитарным методом. Ее можно добиться только поддержанием интереса к предмету. Лазерный тир позволяет это сделать. С другой стороны задача допризывной подготовки в школе не только и не столько в том, чтобы научить ребят попадать в десятку, сколько научить их грамотному и безопасному обращению с оружием. А эти навыки можно легко и быстро объяснить, но невозможно привить без постоянной практики. Преподаватель должен найти правильный баланс между этими двумя факторами.

При планировании урока необходимо исходить из того, что выполнение упражнения «Кучность» (5 выстрелов по мишени № 4 Грудная фигура с кругами с последующим определением кучности) с учетом замены стрелка на огневом рубеже, корректировки его изготовки и ошибок при спуске курка, а также занесения результата в журнал, занимает примерно три минуты. Таким образом для каждого класса преподаватель рассчитывает количество подходов каждого ученика за урок, исходя из количества учащихся, а также количества учебного лазерного оружия для одновременного выполнения упражнения несколькими учащимися.

В начале каждого урока преподаватель кратко напоминает теорию спуска курка и типичные ошибки, а также положения безопасного обращения с оружием.

Далее класс разбивается на 3-4 группы, одна из которых под руководством преподавателя выполняет упражнения на тренажере, а остальные под руководством «старшин» отрабатывают приемы с оружием (см ниже).

Выполнение упражнения должно производиться по стандартным командам (см п. 2Д выше). Перед выполнением упражнения стрелок должен взять оружие, отключить предохранитель, дослать патрон в патронник. По выполнении упражнения из АК выполнить действия по команде «Разряжай» (Наставление по стрелковому делу. 7,62-мм Модернизированный Автомат Калашникова. Глава VIII, пп 119-120), после чего аккуратно положить оружие на стол затвором вниз и стволом в сторону мишеней. Для пистолета Макарова, в связи с тем, что магазин учебного пистолета не извлекается, ограничиться включением предохранителя, после чего аккуратно положить оружие на стол стволом в сторону мишеней.

При выполнении этого упражнения из пистолета рекомендуется стрелять с одной руки. После каждого выстрела проконтролировать, чтобы ученик задержал оружие на мишени на 2-3 секунды и проверил сохранение ровной мушки, после чего опускать руку с оружием вниз, расслабляя ее, ставить курок на боевой взвод и затем производить наведение и прицеливание заново.

При этом надо иметь в виду, что при спуске курка начинающий стрелок как правило не может одновременно сосредоточить внимание на прицельных приспособлениях и на спусковом крючке. Он либо ровняет мушку, и тогда спуск курка приостанавливается, либо выжимает спусковой крючок, забывая о ровной мушке. Поэтому преподаватель должен постоянно следить за процессом, многократно повторяя "мушка ровная, усиливаю давление на спуск". В связи с этим на начальном этапе преподавателю не рекомендуется работать одновременно более чем с двумя стрелками.

Практика показывает, что у неподготовленных стрелков концентрация падает уже после 10-15 выстрелов. Поэтому не рекомендуется давать подряд более двух подходов.

Остальные учащиеся в это время, занимаются отработкой приемов безопасного обращения с оружием, а также выполнение приемов с массо-габаритными макетами АК «на ремень», «на грудь», «за спину», «положить оружие», «к оружию», «в ружье», «ложись»(«к бою»), «встать», принятие положения для стрельбы стоя, с колена, лежа из положений «на ремень», «на грудь», «за спину» (см Наставление по стрелковому делу. 7,62-мм Модернизированный Автомат Калашникова. Глава VIII, пп 99-105), а также сборку-разборку АК и спуска курка «в холостую». Можно с монеткой на стволе.

Для этого организуются 2-3 дополнительных учебных места под руководством «старшин», назначенных преподавателем из числа наиболее продвинутых учеников, пользующихся авторитетом в классе.

Для поддержания у учащихся интереса к занятиям рекомендуется при соблюдении правильности выполнения вышеуказанных приемов, наращивать темп, фиксируя результаты секундомером.

Для вышеуказанных целей желательно иметь дополнительные ММГ АК с ремнем, пневматический ПМ с кобурой и маты/подстилки/плащпалатки для выполнений упражнений лежа.

Для поддержания у учеников интереса к занятиям рекомендуется в конце урока провести соревновательно-развлекательные стрельбы, используя для этого подходящие упражнения из каталога упражнений и определяя лучшего стрелка по результатам занятий.

2. Учет результатов

Упражнение Кучность состоит из 5 выстрелов, после чего на экран выводится рассчитанная кучность стрельбы. Смысл упражнения – повышение стабильности оружия при спуске курка, что косвенно оценивается стабильное уменьшение значения кучности. Количество выбитых очков и затраченное стрелком время не учитывается. При этом необходимо наблюдать за динамикой результатов по каждому ученику. Для этого результат заносится в журнал, либо в обычный, либо в электронный в формате EXCEL по прилагаемому образцу. Формат EXCEL позволяет иметь сводную таблицу класса, а также графики по каждому ученику индивидуально.

Надо иметь в виду, что для программа рассчитывает кучность по 5 пробоинам. Поэтому на начальном этапе дистанцию (т.е. размер мишени на экране) следует выставлять такую, чтобы все ученики гарантированно попадали в мишень. В случае хотя бы одного промаха результат не засчитывается.

В дальнейшем, в соответствии с улучшением результатов дистанцию можно увеличивать, доводя ее до 100 м для АК и 25 м для пистолета. Примечание. Если в комплекте тира имеется и пистолет и автомат, мы рекомендуем начинать обучение с пистолета, т.к. на пистолете ошибки обработки спускового крючка более заметны и соответственно их легче исправлять. Как показывает практика, ученик, научившийся плавно спускать курок пистолета, уверенно воспроизводит этот навык на автомате.

Влияние отдачи на точность выстрела

Пистолет. Снято со скоростью 10000 кадров в секунду:
www.youtube.com/watch?v=NllEBzLDqE8 (смотреть с 7:38)
Автомат Калашникова
https://youtu.be/tXE9Asx0lmY?t=154 (смотреть с 1:50)

www.youtube.com/watch?v=f_oA026uj94 (смотреть с 1:50)

На карту сайта
На главную