На карту сайта
На главную
Рекомендации по использованию лазерного тира на уроках НВП в школе
Введение
Знание законных норм и правил по использованию оружия, овладение навыками меткой стрельбы, занятия стрелковым спортом - хорошее средство формирования здорового образа жизни, подготовки молодежи к военной службе и патриотического воспитания.
Изучение требований законов, нормативных документов о правилах обращения с оружием в Российской Федерации - важное условие для выработки у обучаемых осознанного соблюдения законодательства и общественного правопорядка, правил безопасного поведения при обращении с оружием, высокой ответственности за его правомерное использование.
Результативное обучение стрелковым навыкам - это сложный, но всегда увлекательный процесс. Настоящие рекомендации являются обобщением отечественного методического опыта и призваны оказать помощь в организации и эффективном проведении занятий по овладению навыками пулевой стрельбы из ручного стрелкового оружия с учениками старших классов средней школы, а так же активно пропагандировать занятия стрелковым спортом.
Методические рекомендации
В силу отсутствия единого учебного плана по предмету ОБЖ в образовательных учреждениях, на огневую подготовку может отводиться разное время. В большинстве случаев оно не превышает двух часов классных занятий. При таком количестве учебного времени на плановые занятия следует вынести изучение общих вопросов огневой подготовки (темы 1, 2, 4 из раздела тем занятий настоящих рекомендаций). Остальные темы рекомендуется отрабатывать факультативно или включить их в план работы кружков или секций.
Организация и методика проведения занятий по огневой подготовке должны отвечать общим методическим требованиям а так же:
- воспитывать у обучаемых осторожное и бережное отношение к оружию, добросовестное и сознательное выполнение требований правил безопасности при обращении с оружием и при проведении стрельб (в т.ч. при использовании Лазерного стрелкового тренажера «Витязь»);
- на всех занятиях по огневой подготовке должны поддерживаться высокая дисциплина обучаемых и строгий контроль со стороны руководителя занятий за соблюдением установленных нормативными документами правил и мер безопасности. В ходе занятия и в перерывах руководитель должен принимать меры по обеспечению сохранности оружия;
- практические занятия с оружием и учебные стрельбы проводятся, как правило, по действующим нормативам. По мере приобретения обучаемыми необходимых навыков условия выполнения нормативов и стрелковых упражнений могут усложняться. Усложнение производится путем:
- сокращения времени на выполнение норматива, стрелкового упражнения
- уменьшения размеров мишени или увеличения стрелковой дистанции
- применением элементов состязательности
- занятия должны начинаться и заканчиваться в строго установленное расписанием время, оптимальная продолжительность занятия - 1 учебный час.
Место проведения занятий по огневой подготовке: класс, тир или специально подготовленное помещение. Необходимым материальным обеспечением занятий являются: массо-габаритные макеты огнестрельного оружия (автомат Калашникова, пистолет Макарова, пистолет Ярыгина), секундомер, наглядные пособия, стрелковый тренажер, мишени. На практических занятиях с оружием необходимо иметь укомплектованную аптечку или санитарную сумку для оказания первой помощи.
Основным средством при обучении стрельбе и совершенствовании стрелковых навыков является стрелковый тренажер. Настоящие рекомендации выработаны применительно к использованию Лазерного стрелкового тренажера "Витязь" (ЛСТ "Витязь") или аналогичного ему.
Практические стрельбы из огнестрельного или пневматического оружия организуются и проводятся в тире или на стрельбище под руководством штатных инструкторов этих стрелковых объектов. Учебные или тренировочные стрельбы с использованием Лазерного стрелкового тренажера «Витязь» организуются и проводятся в любом помещении подходящих размеров с обязательным соблюдением всех мер безопасности, предусмотренных для стрельб, под руководством штатного или приглашенного преподавателя, назначенного директором школы.
Занятия по огневой подготовке проводятся методами рассказа, показа, беседы, упражнения (тренировки) и самостоятельной работы. Основными методами являются упражнение и самостоятельная работа. На одном занятии могут применяться несколько методов одновременно.
Выработка у обучаемых стрелковых умений и навыков, навыков безопасного обращения с оружием производится на групповых занятиях методом упражнения и только в присутствии преподавателя. Для эффективного использования учебного времени и учебно-материальных средств занятия организуются на двух - трех учебных местах, заранее продумываются действия обучаемых на каждом учебном месте и порядок их замены на учебных местах. Организационный план занятия и численность группы должны обеспечивать непрерывную учебную активность обучаемых.
На занятиях категорически запрещается допускать к обращению с оружием обучаемых не изучивших или не запомнивших меры безопасности при обращении с ним.
Обучение приемам стрельбы, начинается с образцового показа руководителем выполнения этих приемов в целом, затем - в медленном темпе по элементам. После этого показанный прием разучивается обучаемыми по элементам, затем - в целом. Простые для повторения приемы и действия допускается не разделять для обучения по элементам.
Выработка стрелковых навыков производится с использованием лазерного стрелкового тренажера "Витязь" одновременно с изучением приемов и правил стрельбы. Количество времени, предоставляемого каждому обучаемому для стрельбы с использованием тренажера, должно соответствовать среднему уровню физической натренированности в группе. Предел времени, после которого использование тренажера становится неэффективным, соответствует ситуации, при которой самоконтроль обучаемого за координацией движений в силу утомляемости снижается на столько, что демонстрируется устойчивое ухудшение результатов стрельбы. Обычно, для начинающего обучение стрельбе старшеклассника это время не превышает 3…5 минут. Для предоставления временного отдыха в пределах одного занятия обучаемые после работы с тренажером должны переходить на учебные места, где выполняемые действия не требуют высокой эмоциональной, волевой и физической нагрузки.
При неспособности обучаемого показать положительные результаты стрельбы, для формирования его умений условия стрелкового упражнения временно упрощаются (уменьшается дистанция, разрешается стрельба с упора и т.д.). Увеличение количества выстрелов для упрощения стрелкового упражнения не является методически обоснованным выбором! При достаточной стрелковой и методической квалификации преподавателя для отстающих обучаемых могут разрабатываться подготовительные стрелковые упражнения.
В начале или в конце занятия каждый обучаемый должен выполнить стрелковое упражнение на зачет. Результаты зачетной стрельбы должны быть зафиксированы в журнале и в дальнейшем использованы для демонстрации тенденций в развитии стрелковых качеств обучаемых и использования принципа состязательности.
Приведенная в настоящих рекомендациях тематика занятий по огневой подготовке является минимально необходимой для начального обучения и может быть расширена в соответствии с текущими задачами обучения и воспитания.
Темы занятий и учебные вопросы
Тема 1. Введение в курс занятий по темам огневой подготовки.
- Метод: рассказ, беседа, самостоятельная работа.
- Учебные вопросы: Предмет, цели, задачи, содержание огневой подготовки, требования к обучаемым. Правовые основы использования оружия в Российской Федерации.
Тема 2. Материальная часть стрелкового оружия.
- Метод: рассказ, показ, самостоятельная работа.
- Учебные вопросы: Устройство, тактико-технические характеристики автомата Калашникова. Устройство, тактико-технические характеристики 9мм пистолета Макарова.
Тема 3. Сведения из внутренней и внешней баллистики.
- Метод: рассказ, показ, самостоятельная работа.
- Учебные вопросы: Явление выстрела. Основные термины и понятия (траектория, точка прицеливания, точка попадания линия прицеливания и пр.). Явление рассеивания, определение средней точки попадания. Поправки в начальные установки для стрельбы. Точность и кучность стрельбы как показатели качества стрельбы.
Тема 4. Правила обращения с оружием.
- Метод: рассказ, показ, упражнение.
- Учебные вопросы: Меры безопасности при обращении с оружием и патронами. Команды, подаваемые на огневом рубеже и порядок действий по ним. Заряжание оружия. Прекращение стрельбы, разряжание и контрольный осмотр оружия. Порядок неполной разборки и сборки оружия. Выполнение нормативов по неполной разборке, сборке оружия, изготовке к стрельбе.
Тема 5. Приемы и правила стрельбы.
- Метод: рассказ, показ, упражнение.
- Учебные вопросы: Порядок действий и команды подаваемые на огневом рубеже. Принятие положения для стрельбы стоя, с колена, лежа. Выбор прицела и точки прицеливания, наведение оружия. Производство выстрела. Оценка результатов стрельбы, внесение поправок в точку прицеливания.
Тема 6. Выполнение упражнений учебных стрельб.
- Метод: рассказ, беседа, упражнение, самостоятельная работа.
- Учебные вопросы: Условия и порядок выполнения упражнений учебных стрельб. Тренировка в выполнении начального упражнения из автомата. Тренировка в выполнении 1 упражнения учебных стрельб из пистолета. Тренировка в выполнении спортивных стрелковых упражнений ПМ-1, АК-1, ВП-1, ВП-2.
Тема 7. Соревнования по стрельбе.
- Метод: рассказ, беседа, упражнение, самостоятельная работа.
- Учебные вопросы: Организация и порядок проведения соревнований по стрельбе. Подсчет очков и правила определения победителя. Правила поведения на соревнованиях
На карту сайта
На главную